Головна » 2014 » Листопад » 25 » В КАКОМ КЛАССЕ НУЖНО НАЧИНАТЬ ОРИЕНТИРОВАТЬ ШКОЛЬНИКА В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ?
08:44
В КАКОМ КЛАССЕ НУЖНО НАЧИНАТЬ ОРИЕНТИРОВАТЬ ШКОЛЬНИКА В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ?

Как правило, родители несерьезно относятся к увлечениям своих детей, считая их «детскими» и временными. И когда мальчик выражает желание стать космонавтом, а девочка — моделью, родители не вздрагивают пугливо, а понимают: это ничего не значит, поскольку через пару лет «эта блажь» пройдет, не оставив и следа разочарования в душе ребенка. Но когда сын или дочь объявляет о своих более скромных желаниях во втором учебном полугодии выпускного класса, родители панически вздрагивают и пугливо переглядываются: а готов ли их ребенок к поступлению в учебное заведение для реализации собственных профессиональных планов? И куда испарилась его детская мечта? Будет ли новый выбор ребенка эффективным, сделает ли он его счастливым? Есть и более прагматичные вопросы: готов ли ученик сдать ЕГЭ, если у него возник новый план? как он будет готовиться к ЕГЭ по предметам, которые еще в прошлой четверти сдавать не планировал? какие он приобретает риски?

Вот, например, за считанные месяцы до выпуска ваша дочь сообщает вам, что она теперь хочет поступать на геологический факультет университета. Для этого надо сдать ЕГЭ по географии. Курс географии завершился в 10-м классе, и даже если она хорошо училась по этому предмету, она не готовилась к ЕГЭ! А с учетом того, что сейчас разрешили сдавать экзамены в год завершения предмета, ваша дочь пропустила такую возможность сдать географический ЕГЭ «на свежую голову» год назад. Это нововведение побуждает нас заранее беспокоиться о состоянии интересов наших детей.

Итак, очевидно, что принимать решение о поступлении в то или иное учебное заведение в феврале выпускного года уже поздно.

Кстати, ЕГЭ ввело еще ряд новшеств, которые полезно знать, чтобы начать эффективную подготовку.

Теперь все будут писать сочинение, и для этого выделяются пять тематических «направлений». Определены и критерии оценки сочинений. Экзамены по математике разделили на два блока: базовый — обязательный для всех, и профильный (более глубокий и сложный) — для тех, кто собирается поступать в учебные заведения, где математика считается предметом, обязательным для поступления. Вводится устный и письменный экзамены по иностранному языку. И, наконец, снижены минимальные баллы для многих других предметов. Хорошо это или плохо?

По мнению ректора МГУ им. М. В. ЛомоносоваВ. А. Садовничего, снижение минимального балла для ЕГЭ по русскому языку с 36 до 24 спасло многих выпускников, и если бы его не понизили, было бы больше двоек. А поскольку ЕГЭ един для всех регионов страны, то нерусскоязычное население пострадало бы больше русскоговорящего. Ректор отметил, что это компромиссная мера, а школьники будут подтягивать уровень.

Считается, что снижение минимального балла сделано для уменьшения доли выпускников, которые не получат аттестат до 1,5%. Если бы этого не произошло, то до 20% школьников остались бы без аттестата.

Делаем вывод: если это мера компромиссная, то, возможно, и временная, поэтому рассчитывать на то, что минимальные баллы снова не повысятся, не стоит.

Экзамен по математике также в этом году написали хуже, чем в предыдущем, и поэтому минимальный балл по математике был снижен с 24 до 20. Вместе с тем, на недавно прошедшем X съезде Союза ректоров с участием Президента РФ отмечалось, что уровень абитуриентов снижается, и даже на высокотехнологические специальности проходили ребята с низкими оценками по математике и физике.

В 28 университетах на специальности «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Технологии легкой промышленности», «Транспортные средства», «Машиностроение», «Технологические машины и оборудование», «Автоматика и управление», «Энергетика и энергетическое машиностроение» принимали абитуриентов с баллами по математике ниже среднего (от 35,4 до 39,6). Среди поступивших в Московский авиационный институт были ребята, поступившие с общим средним баллом 34,7, а в питерский Балтийский технический университет — 36,3.

Еще пример: если бы в прошлом году в вузах средний балл ЕГЭ 49,6 по математике был принят за проходной, то на специальность «Машиностроение» в прошлом году не поступили бы 945 человек из принятых 2350 сегодня. В этом году средний балл по математике еще ниже — 39,6.

Вывод второй: в этих предметных областях снижение минимальных баллов не стоит считать окончательным особенно после критики Президента.

Итак, отвечая на вопрос хорошо это или плохо, можно сказать, что для отдельного выпускника это хорошо, поскольку облегчает ему жизнь, а для общества плохо, так как уровень образования населения снижается. А ведь мы хотим строить инновационную экономику: государство сместило приоритеты с развития индустриального производства на инновационное развитие. По свидетельству экономических обозревателей издания Эксперт, сегодня промышленность страны не дотягивает по большинству позиций до уровня 80-х годов прошлого века. Ректор НИУ «Высшая школа экономики» Е. Г. Ясин полагает, что это происходит не из-за того, что мы безнадежно отстали, а считает это закономерным, ссылаясь на практику США, где только 4% экономики страны создается промышленным производством.

Вернемся к основному вопросу — когда же начинать готовить ученика к профессиональному выбору? В пятом классе, видимо, рано. А в шестом и седьмом? Понятно, что в 11-м — поздно, поздновато начинать и в 10-м. Значит, оптимальный возраст начала «взращивания» интереса ученика к сфере будущей профессиональной деятельности лежит между шестым-седьмым и девятым классами, чтобы в 10-11-м классах выйти на финишную прямую выбора учебного заведения и подготовки к ЕГЭ. Итак, возрастной период в 12–15 лет можно считать оптимальным для профессиональной ориентации: высшие психические функции сформировались, ребенок переходит из детства к отрочеству, у многих проявляются серьезные интересы и увлечения конструированием, рисованием, историей, зоологией и пр., — всего того, что лежит в основе профориентации.

Увлечение — это практическая реализация интереса. Ведь интерес может остаться умозрительным, теоретическим на уровне чтения книг. Например, ребенок все прочел про историю хазар, но это не вылилось в практическую плоскость: он не съездил ни в одну экспедицию, не записался в кружок, не занимался в клубе при музее и пр. В этом смысле увлечение является хорошим индикатором сформированности профессионального интереса.

Из этого делаем вывод: усилия родителей и учителей стоит направлять на перевод «теоретического» интереса в практическую плоскость: подсказать, где этот интерес найдет материальное приложение, и за руку отвести туда ребенка.

Однако стоит помнить об основной опасности, угрожающей хрупким росткам интересов, появившимся, скажем, в 12–13 лет. Революционные личностные и ценностные изменения в пору пубертата могут сломать заложенные в прежние годы фундаменты. Нередко ученики отказываются от прежних занятий, посчитав их детскими. Да что там — если парень начинает покуривать или потягивать за углом пивко, тут не до хазар.

Нам надо предвидеть такие риски и успеть создать такой задел, который трудно будет просто так оставить, забросить. Основные принципы создания такого фундамента отражаются в трех формулах:

1. «Я другого ничего не умею делать» — вы с вашим ребенком заложили такой прочный фундамент, что его не сломать: все основное свободное время ребенка, сложившийся тренд успехов в учебе, общение с преподавателями «профильных» для интересов ученика предметов, — все это «программирует» молодого человека продолжать идти этим путем.

Есть дети, явно перегруженные занятиями, посещающие одновременно музыкальную школу, бассейн, изостудию, студию танцев. Широкий охват позволяет нащупать наиболее эффективное направление развития ребенка. И то направление, которое выживает, начинает заполнять большее время в жизни ученика — вот на него и надо «ставить»! Вкладывайте, инвестируйте в эту сферу развития ребенка, чтобы оно без остатка вобрало время, освободившееся от других занятий!

2. «Я не могу предать самого себя» — создание ценностного отношения к тому, что ваш ребенок или ваш ученик уже сделал на пути своего развития, формирование у него чувства гордости за свои достижения. Отказ от достижений драматичен, он будет ввергать молодого человека в глубокий «экзистенциальный вакуум» (другого-то пока не создано). А он зачастую заполняется интересами дворовых друзей и пивком!

Как это делать? Ваш ребенок рисует или играет на музыкальном инструменте или в футбол? Организуйте концерт, выставку или турнир. Скажете, что если он будет не конкурентен, то неуспех его сломает? А если это будет концерт для ваших взрослых друзей, выставка у вас на работе и футбол между командами детей и родителей? Получение ребенком признания от значимых окружающих, а особенно от взрослых — важная часть формирования ценностного отношения к собственной личности и достижениям.

3. «То что я делаю — интересно и важно». Согласно одному ироничному определению, наука — это удовлетворение собственного любопытства за счет государства. И еще один афоризм: сделай свое увлечение работой, и тебе никогда не придется думать о деньгах. Не в том смысле, что за интересную работу не надо платить, а в том, что деньги у тебя появятся как бы сами собой. Речь идет об увлечениях, которые бывают зародышами научных плодов. Если вы как учитель или как родитель видите в увлечении ребенка научную значимость и перспективу, изо всех сил помогайте ему. Цитируйте для него все, что вы прочли, увидели, услышали на эту тему, подсовывайте книги, тащите его в кружки и клубы при университетах! Что вы создаете тем самым? Вы строите ему временную перспективу, горизонт которой не год поступления в вуз, а год окончания аспирантуры.

Итак, родители и педагоги, начнем планировать будущее ваших детей лет в 12–13, а то упустим что-то важное или получим неприятные сюрпризы в выпускной год. И не уповайте на то, что ЕГЭ-баллы будут вечно низкими и комфортными для получения аттестата и поступления в вузы. Готовьте ребят к чему-то более важному и значимому, чем к нужным баллам. Ведь грамотность важнее, чем диплом вуза, поскольку безграмотному владельцу диплома, увы, не верят.

 
Переглядів: 347 | Додав: ludmila_krukova5 | Теги: В КАКОМ КЛАССЕ НУЖНО НАЧИНАТЬ ОРИЕН | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar